ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИМИРЕНИЮ. [21 ФЕВРАЛЯ 1997 Г.]

          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   1.
Президент Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонов и Руководитель Объединенной таджикской оппозиции С. А. Нури, руководствуясь высшими интересами народов Тад-жикистана в целях достижения мира и национального согласия в стране приняли политическое решение о создании Комиссии по национальному примирению (далее Комиссия), подписав 23 декабря 1996 г. в Москве Соглашение и Протокол.
   2. В задачи Комиссии входит весь комплекс проблем, связанных с национальным при-мирением. Она призвана реализовать договоренности, достигнутые в ходе межтаджикс-ких переговоров, способствовать созданию атмосферы доверия и взаимопрощения, на-лаживанию широкого диалога различных политических сил страны в интересах восстановления и укрепления гражданского согласия в Таджикистане.
   3. Комиссия является временным органом, создаваемым на переходном периоде. Она прекращает свою деятельность после созыва нового парламента и формирования его руководящих органов. Комиссия по национальному примирению начнет свою работу через две недели после подписания Протоколов по военным и политическим проблемам.
          II. СОСТАВ И ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ
   4.
Члены Комиссии назначаются на паритетных началах правительством Республики Таджикистан и Объединенной таджикской оппозицией. Комиссия состоит из 26 человек. Она возглавляется председателем - представителем Объединенной таджикской оппозицией, который имеет одного заместителя - представителя прави-тельства Республики Таджикистан (Персональный состав Комиссии обнародуется за 10 дней до начало работы Комиссии). Руководители и члены Комиссии работают на посто-янной основе и не могут быть отозваны сторонами, за исключением обстоятельств, которые делают невозможным выполнение ими своих обязанностей.
   5. Комиссия состоит из четырех подкомиссий:
а) по политическим вопросам
б) по военным вопросам
в) по вопросам беженцев
г) по правовым вопросам
   Комиссия наделяется правом при необходимости упразднять, объединять или созда-вать новые подкомиссии. Каждая подкомиссия избирает своего председателя, при этом две подкомиссии возглавляются представителями правительства и две - представителями Объединенной таджикской оппозиции. Комиссия при необходимости создает рабочие органы - экспертные группы, пресс-службу и другие. Совместные комиссии, созданные в ходе межтаджикских переговоров, становятся рабочими органами Комиссии.
   6. Заседание Комиссии считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей ее членов. Вопросы существа решаются консенсусом. В случае, когда эта форма голосования не оправдает себя после десяти заседаний, в дальнейшем по вопросу существа процедуру принятия решений определяет председатель Комиссии. Процедурные вопросы принимаются простым большинством. Решения, принятые Президентом и Комиссией по вопросам национального примирения, обязательны для выполнения органами власти.
          III. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ КОМИССИИ
   7.
На КНП возлагаются следующие функции и полномочия:
   * выработка механизма контроля и осуществление контроля за выполнением сторонами соглашений об установлении мира и национального согласия в стране совместно с другими органами, созданными для этой цели;
   * осуществление мер по безопасному и достойному возвращению беженцев, их активному включению в общественно-политическую и экономическую жизнь страны, оказание содействия восстановлению разрушенного войной жилья, промышленных и сельскохозяйственных объектов;
   * выработка предложений по изменению законов о функционировании политических партий, движений и средств массовой информации.
   На переходный период Президент и Комиссия по национальному примирению осуществляют нижеследующие функции и полномочия:
   * внесение на всенародный референдум предложений по изменениям и дополнениям к действующей Конституции;
   * подготовка и внесение на утверждение парламента, а если потребуется и всенародного референдума, нового закона о выборах в Парламент и местные представительные органы;
   * формирование на переходный период Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдума;
   * реформирование правительства - введение представителей оппозиции (ОТО) в структуры исполнительной власти (члены правительства), включая министерства, ведомства, местные органы власти, судебные и правоохранительные органы, с учетом регионального принципа;
   * руководство и контроль за расформированием, разоружением и реинтеграцией вооруженных формирований оппозиции, проведение работы по реформированию силовых структур, органов прокуратуры;
   * контроль за осуществлением полного обмена военнопленными, заключенными и освобождением насильственно удерживаемых лиц;
   * принятие Акта о взаимопрощении, разработка Закона об амнистии, который должен быть принят Парламентом и Комиссией по национальному примирению;
   * внесение на рассмотрение Парламента предложений о дате проведения выборов нового профессионального Парламента под контролем ООН и ОБСЕ при участии стран-наблюдателей на межтаджикских переговорах.
          IV. ГАРАНТИИ БЕЗОПАСНОСТИ
   8.
Члены Комиссии обладают статусом неприкосновенности. Правительство Республики Таджикистан и Объединенная таджикская оппозиция гарантирует безопасность и неприкосновенность членам Комиссии при выполнении ими своих функций и свободное от работы время. Члены Комиссии не могут подвергнуты задержа-нию и аресту, переданы суду за деятельность, предшествовавшую их назначению в Комиссию, а также действия, связанные с выполнением функции членов Комиссии. Правительство Республики Таджикистан гарантирует неприкосновенность официальных и жилых помещений, в которых будут работать и жить члены Комиссии и их семей.
   Для обеспечения безопасности членов Комиссии и их семей в составе Министерства безопасности Правительством создается специальное подразделение численностью до 80 человек из числа представителей правительства и ОТО на паритетных началах.
          V. МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ КОМИССИИ
   9.
Комиссия будет находиться в столице республики г. Душанбе
          VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                     КОМИССИИ
   10.
Расходы, связанные с содержанием и деятельностью КНП (заработная плата, связь, транспорт и т.п.), финансируются за счет средств государственного бюджета, по специальной смете.
          VII. ПОРЯДОК ОСВЕЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ
   11.
В целях способствования процессу национального примирения, создания атмосферы доверия и взаимопонимания пресс-служба Комиссии будет проводить пресс-конференции и брифинги, издавать пресс-релизы и бюллетени. Средства массовой информации правительства Республики Таджикистан и Объединенной таджикской оппозиции будут регулярно освещаться деятельностью Комиссии.
          VIII. РОЛЬ ООН И ОБСЕ В СОДЕЙСТВИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ
   12.
В соответствии с Протоколом, подписанным в Москве 23 декабря 1996 г. Президентом Республики Таджикистан и руководителем Объединенной таджикской оппозиции, деятельность Комиссии будет осуществляться в тесном взаимодействии с Миссией наблюдателей ООН и Миссией ОБСЕ в Таджикистане. Специальный представитель Генерального секретаря ООН и Миссия наблюдателей ООН в Таджики-стане будет оказывать консультативную помощь в деятельности Комиссии, а также другое содействие, как это может быть предусмотрено в ее возможных в будущих мандатах. Решения Комиссии по вопросам, затрагивающим деятельность Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане, принимаются в консультациях со специальным представителем Генерального секретаря ООН.

Э. Ш. Рахмонов, Президент Республики Таджикистан
С. А. Нури, Руководитель Объединенной таджикской оппозиции
Г. Д. Меррем Специальный представитель Генерального секретаря ООН в Таджикистане
Закрыть окно