ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИМИРЕНИЮ. [21 ФЕВРАЛЯ 1997 Г.]
I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Президент Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонов
и Руководитель Объединенной таджикской оппозиции С. А. Нури, руководствуясь
высшими интересами народов Тад-жикистана в целях достижения мира и национального
согласия в стране приняли политическое решение о создании Комиссии по
национальному примирению (далее Комиссия), подписав 23 декабря 1996 г.
в Москве Соглашение и Протокол.
2. В задачи Комиссии входит весь комплекс проблем,
связанных с национальным при-мирением. Она призвана реализовать договоренности,
достигнутые в ходе межтаджикс-ких переговоров, способствовать созданию
атмосферы доверия и взаимопрощения, на-лаживанию широкого диалога различных
политических сил страны в интересах восстановления и укрепления гражданского
согласия в Таджикистане.
3. Комиссия является временным органом, создаваемым
на переходном периоде. Она прекращает свою деятельность после созыва нового
парламента и формирования его руководящих органов. Комиссия по национальному
примирению начнет свою работу через две недели после подписания Протоколов
по военным и политическим проблемам.
II. СОСТАВ
И ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ
4. Члены Комиссии назначаются на паритетных началах
правительством Республики Таджикистан и Объединенной таджикской оппозицией.
Комиссия состоит из 26 человек. Она возглавляется председателем - представителем
Объединенной таджикской оппозицией, который имеет одного заместителя -
представителя прави-тельства Республики Таджикистан (Персональный состав
Комиссии обнародуется за 10 дней до начало работы Комиссии). Руководители
и члены Комиссии работают на посто-янной основе и не могут быть отозваны
сторонами, за исключением обстоятельств, которые делают невозможным выполнение
ими своих обязанностей.
5. Комиссия состоит из четырех подкомиссий:
а) по политическим вопросам
б) по военным вопросам
в) по вопросам беженцев
г) по правовым вопросам
Комиссия наделяется правом при необходимости упразднять,
объединять или созда-вать новые подкомиссии. Каждая подкомиссия избирает
своего председателя, при этом две подкомиссии возглавляются представителями
правительства и две - представителями Объединенной таджикской оппозиции.
Комиссия при необходимости создает рабочие органы - экспертные группы,
пресс-службу и другие. Совместные комиссии, созданные в ходе межтаджикских
переговоров, становятся рабочими органами Комиссии.
6. Заседание Комиссии считается правомочным,
если в нем принимает участие не менее двух третей ее членов. Вопросы существа
решаются консенсусом. В случае, когда эта форма голосования не оправдает
себя после десяти заседаний, в дальнейшем по вопросу существа процедуру
принятия решений определяет председатель Комиссии. Процедурные вопросы
принимаются простым большинством. Решения, принятые Президентом и Комиссией
по вопросам национального примирения, обязательны для выполнения органами
власти.
III. ФУНКЦИИ
И ПОЛНОМОЧИЯ КОМИССИИ
7. На КНП возлагаются следующие функции и полномочия:
* выработка механизма контроля и осуществление
контроля за выполнением сторонами соглашений об установлении мира и национального
согласия в стране совместно с другими органами, созданными для этой цели;
* осуществление мер по безопасному и достойному
возвращению беженцев, их активному включению в общественно-политическую
и экономическую жизнь страны, оказание содействия восстановлению разрушенного
войной жилья, промышленных и сельскохозяйственных объектов;
* выработка предложений по изменению законов
о функционировании политических партий, движений и средств массовой информации.
На переходный период Президент и Комиссия по национальному
примирению осуществляют нижеследующие функции и полномочия:
* внесение на всенародный референдум предложений
по изменениям и дополнениям к действующей Конституции;
* подготовка и внесение на утверждение парламента,
а если потребуется и всенародного референдума, нового закона о выборах
в Парламент и местные представительные органы;
* формирование на переходный период Центральной
избирательной комиссии по выборам и проведению референдума;
* реформирование правительства - введение представителей
оппозиции (ОТО) в структуры исполнительной власти (члены правительства),
включая министерства, ведомства, местные органы власти, судебные и правоохранительные
органы, с учетом регионального принципа;
* руководство и контроль за расформированием,
разоружением и реинтеграцией вооруженных формирований оппозиции, проведение
работы по реформированию силовых структур, органов прокуратуры;
* контроль за осуществлением полного обмена военнопленными,
заключенными и освобождением насильственно удерживаемых лиц;
* принятие Акта о взаимопрощении, разработка
Закона об амнистии, который должен быть принят Парламентом и Комиссией
по национальному примирению;
* внесение на рассмотрение Парламента предложений
о дате проведения выборов нового профессионального Парламента под контролем
ООН и ОБСЕ при участии стран-наблюдателей на межтаджикских переговорах.
IV. ГАРАНТИИ
БЕЗОПАСНОСТИ
8. Члены Комиссии обладают статусом неприкосновенности.
Правительство Республики Таджикистан и Объединенная таджикская оппозиция
гарантирует безопасность и неприкосновенность членам Комиссии при выполнении
ими своих функций и свободное от работы время. Члены Комиссии не могут
подвергнуты задержа-нию и аресту, переданы суду за деятельность, предшествовавшую
их назначению в Комиссию, а также действия, связанные с выполнением функции
членов Комиссии. Правительство Республики Таджикистан гарантирует неприкосновенность
официальных и жилых помещений, в которых будут работать и жить члены Комиссии
и их семей.
Для обеспечения безопасности членов Комиссии и их семей
в составе Министерства безопасности Правительством создается специальное
подразделение численностью до 80 человек из числа представителей правительства
и ОТО на паритетных началах.
V. МЕСТО
ПРЕБЫВАНИЯ КОМИССИИ
9. Комиссия будет находиться в столице республики
г. Душанбе
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ
10. Расходы, связанные с содержанием и деятельностью
КНП (заработная плата, связь, транспорт и т.п.), финансируются за счет
средств государственного бюджета, по специальной смете.
VII. ПОРЯДОК
ОСВЕЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ
11. В целях способствования процессу национального
примирения, создания атмосферы доверия и взаимопонимания пресс-служба
Комиссии будет проводить пресс-конференции и брифинги, издавать пресс-релизы
и бюллетени. Средства массовой информации правительства Республики Таджикистан
и Объединенной таджикской оппозиции будут регулярно освещаться деятельностью
Комиссии.
VIII. РОЛЬ
ООН И ОБСЕ В СОДЕЙСТВИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ
12. В соответствии с Протоколом, подписанным в Москве
23 декабря 1996 г. Президентом Республики Таджикистан и руководителем
Объединенной таджикской оппозиции, деятельность Комиссии будет осуществляться
в тесном взаимодействии с Миссией наблюдателей ООН и Миссией ОБСЕ в Таджикистане.
Специальный представитель Генерального секретаря ООН и Миссия наблюдателей
ООН в Таджики-стане будет оказывать консультативную помощь в деятельности
Комиссии, а также другое содействие, как это может быть предусмотрено
в ее возможных в будущих мандатах. Решения Комиссии по вопросам, затрагивающим
деятельность Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане, принимаются в консультациях
со специальным представителем Генерального секретаря ООН.
|